Уголовный кодекс РФ (УК РФ) с комментариями к статьям

Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

См. текст названия в предыдущей редакции


Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 178 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 178 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Те же деяния:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 3 статьи 178 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.


Информация об изменениях:

Федеральным законом 29 июля 2009 г. N 216-ФЗ пункт 1 примечания к статье 178 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции


Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двадцать пять миллионов рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом 29 июля 2009 г. N 216-ФЗ примечание к статье 178 дополнено пунктом 2, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а особо крупным ущербом - три миллиона рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в пункт 3 примечания к статье 178 внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом 29 июля 2009 г. N 216-ФЗ примечание к статье 178 дополнено пунктом 4, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


4. Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности.

<Статья 177 | Статья 178 | Статья 179>

Научно-практический комментарий:

1. Исключительно важное значение для уяснения положений ст. 178 имеет Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в ред. от 18.07.2009) "О защите конкуренции" <1>. В нем, в частности, раскрыто содержание понятий: конкуренция, моно-полистическая деятельность, товарный рынок и ряд других, уяснение которых необходимо для применения антимонополь-ного, в том числе уголовного, законодательства. В статьях 10, 11, 15 и 16 Федерального закона "О защите конкуренции" со-держатся запреты совершения различных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434; 2009. N 29. Ст. 3618.

2. Объективная сторона может быть выражена различными действиями, указанными непосредственно в законе.
Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйст-вующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупате-лей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулиро-ванию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (при наличии такого рынка в России или за ее пре-делами), в том числе установленная путем:
1) повышения прежней цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо его изменение незначительно; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том чис-ле обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для про-изводства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей обусловливают возможность снижения цены товара; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государствен-ного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону ее уменьшения.
Соответственно, монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке (при наличии такого рынка в России или за ее пределами), в том числе установленная путем:
1) снижения прежней цены, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара ос-тался неизменным либо его изменение незначительно; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обу-словленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, остались неиз-менными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли; б) состав продавцов или покупателей обусловливают возмож-ность повышения цены товара; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами госу-дарственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.
Применительно к оказанию финансовых услуг названным Законом выработаны понятия необоснованно высокой и необоснованно низкой цены - цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей домини-рующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конку-ренцию.
Понятие доминирующего положения подробно раскрывается в ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции". Неоднократным признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые оно было привлечено к административной ответственности.
3. Под рынком в комментируемой статье понимается товарный рынок, т.е. сфера обращения товара (в том числе ино-странного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из их экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции").
4. Федеральный закон "О защите конкуренции" запрещает соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами на товарном рынке, которые приводят или могут привести: к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товар-ного рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, по ассортименту реализуемых това-ров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); созданию препятствий доступу на товарный рынок или выхо-ду из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и т.д.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного са-моуправления, иным органам и организациям, наделенным функциями или правами указанных органов власти, государст-венным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) совершать действия (бездей-ствие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ст. ст. 15 и 16 Феде-рального закона "О защите конкуренции").
5. Ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности может выра-жаться в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невы-годных или неприемлемых для них требований. Это может быть введение необоснованных запретов на продажу (покупку) товара из одного региона в другой, создание неблагоприятного режима деятельности, воспрепятствование перевозке, разме-щению или хранению товаров, принудительная скупка товаров у хозяйствующих субъектов, запрет на производство тем или иным хозяйствующим субъектам определенных товаров (работ, услуг), отказ в легитимации предпринимателей, уничтожение или повреждение товаров, физическое или психическое воздействие и т.д.
Установление единых высоких или низких цен достигается в результате соглашения (согласованных действий) конкурирующих хозяйствующих субъектов.
6. Преступление признается оконченным с момента: а) причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству (более 1 млн. руб.) либо б) извлечения дохода в крупном размере (свыше 5 млн. руб.).
7. Все названные выше действия совершаются умышленно. Причинение крупного ущерба при этом желается либо сознательно допускается. Целями совершения деяний являются недопущение, ограничение или устранение конкуренции, что дает возможность извлекать более высокую прибыль.
8. Субъектом преступления могут быть руководители коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных соответствующими функциями органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, которые могут действовать в сговоре с хозяйствующими субъектами или самостоятельно.
Недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, предусмотрено в качестве квалифицированного состава рассматриваемого преступления (п. "а" ч. 2 ст. 178).
9. При подобной деятельности должностных лиц возникает конкуренция нескольких уголовно-правовых норм: ст. 169, ч. 2 ст. 178 и ст. 285 (или ст. 286) УК. В этом случае специальной нормой по отношению к двум другим является норма, со-держащаяся в п. "а" ч. 2 ст. 178 УК, по которой следует квалифицировать действия должностных лиц, совершенные с ис-пользованием служебного положения и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
10. Квалифицированным видом рассматриваемого преступления является его сопряженность с уничтожением или повреждением чужого имущества или угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства (п. "б" ч. 2 ст. 178). В этих случаях совершается посягательство не только на установленный порядок осуществления эконо-мической деятельности, но и на личность или на собственность.
В отличие от вымогательства недопущение, ограничение или устранение конкуренции с применением насилия, унич-тожением или повреждением чужого имущества либо угрозами совершения подобных действий будет иметь место, когда данные действия и угрозы не связаны с требованием безвозмездной передачи имущества или права на имущество либо со-вершения действий имущественного характера, результатом которых будет нарушение отношений собственности. Умысел виновного в этом случае направлен именно на ограничение, недопущение или устранение конкуренции.
11. Понятия "особо крупный ущерб" и "доход в особо крупном размере" (п. "в" ч. 2 ст. 178) раскрываются в п. п. 1 и 2 примечания к комментируемой статье.
12. Частью 3 ст. 178 охватывается нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вы-звавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, уничтожение или повреждение чужого имущества любым способом и в любом размере. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, а также убийство тре-буют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.
13. В примечании к комментируемой статье предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответствен-ности. Это возможно при наличии следующих условий: лицо, виновное в недопущении, ограничении или устранении конку-ренции, способствует его раскрытию; возместит причиненный ущерб или перечислит в федеральный бюджет доход, полу-ченный в результате действий, предусмотренных ст. 178; в его действиях не содержится иного состава преступления.