Уголовный кодекс РФ (УК РФ) с комментариями к статьям

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему

1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

<Статья 88 | Статья 89 | Статья 90>

Научно-практический комментарий:

1. Наказание несовершеннолетнему назначается исходя из общих начал назначения наказания (см. комментарий к ст. 60). Но наряду с ними закон обязывает учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту. Несовершеннолетний возраст учитывается в совокуп-ности с другими смягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 89).
2. На выбор вида, срока или размера наказания влияют причины и условия, способствовавшие совершению преступ-ления. В частности, суд должен учитывать источник возникновения у несовершеннолетнего антиобщественных взглядов и привычек (плохой пример, неправильное воспитание в семье, влияние антиобщественных элементов и т.д.); обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла (например, подстрекательство) и создали благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (отсутствие надзора со стороны родителей, недостатки воспитательной работы в школе, работы органов внутренних дел и т.д.).
3. Условия жизни и воспитания, подлежащие учету при определении наказания несовершеннолетнему, оцениваются исходя из положений ст. ст. 54, 56, 63 - 65, 123 СК РФ. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. При осуществлении родительских прав они не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью подростков, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Судебная практика принимает также во внимание обстоятельства, характеризующие отношения в семье или в детском учреждении, где воспитывается несовершеннолетний, поведение родителей или лиц, их заменяющих, характер отношений несовершеннолетнего со сверстниками и иными окружающими его лицами, отношение подростка к учебе или работе, отношение к нему в учебном или трудовом коллективе, причины и длительность нахождения виновного без определенных занятий, причины бегства из семьи или воспитательного учреждения и т.д.
4. Уровень психического развития характеризуется состоянием интеллекта, воли и эмоций несовершеннолетнего, определяющим его способность управлять своим поведением, в т.ч. имеющим уголовно-правовое значение. Он может про-явиться в отставании от нормального для данного возраста развития и характеризоваться запасом знаний и представлений, состоянием эмоционально-волевой сферы и т.д. Для его установления рекомендуется назначать судебно-психологическую экспертизу.
Если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не под-лежит уголовной ответственности.
При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего, назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у подсудимого отставания в психическом развитии. Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога; при этом следует выяснять степень умственной отсталости подростка, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту.
5. Под иными особенностями личности понимается совокупность ценностных ориентаций, потребностей, интересов, взглядов несовершеннолетнего, проявляющихся в его поведении, в т.ч. преступном. Они могут характеризоваться степенью проявления возрастных характеристик психики: внушаемости, склонности к подражанию и фантазированию, импульсивности и т.д. Иначе говоря, речь идет о тех особенностях личности, которые влияют на выбор методов и средств воспитательного воздействия.
6. При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необходимо тща-тельно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существен-ное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в преступную или антиобщественную деятельность.
Если совершению преступления подростком предшествовало неправомерное или провоцирующее поведение взрос-лых, в т.ч. признанных потерпевшими по делу, суд вправе учесть это обстоятельство как смягчающее наказание виновного. К указанным обстоятельствам также относится совершение преступления в результате физического или психического при-нуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. В связи с этим необходимо устанавливать характер примененного физического или психического принуждения, реальность зависимо-сти, а также то, что сами преступные действия несовершеннолетнего являлись вынужденными, поскольку его воля была час-тично подавлена неправомерными действиями взрослого, вовлекшего подростка в совершение преступления.
При назначении несовершеннолетнему наказания с применением ст. 73 УК в каждом случае следует обсуждать вопрос о возложении на условно осужденного определенных обязанностей.
Таким образом, при назначении наказания суд обязан учитывать обстоятельства, единые для всех лиц, совершивших преступления, а также обусловленные несовершеннолетием виновного лица.
7. В соответствии со ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях, и лишь в случаях, когда у них нет доходов или иного имущества, которые достаточны для возмещения вреда, он должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями.
При рассмотрении вопроса о компенсации морального вреда, причиненного в результате преступных действий несо-вершеннолетнего, судам необходимо иметь в виду, что на правоотношения, возникающие вследствие причинения морально-го вреда, распространяются общие правила § 1 гл. 59 ГК РФ, в частности предусмотренные ст. 1074 ГК РФ.
Моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмеще-нию непосредственным причинителем вреда (ст. 1074 ГК РФ). При недостаточности у него имущества дополнительная от-ветственность может быть возложена на его родителей, усыновителей, попечителей, приемных родителей, учреждение, яв-ляющееся его попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом характера физических и нравственных страданий потерпевшего, степени вины несовершеннолетнего причинителя вреда и лиц, осуществляющих надзор за ним, а также имущественного положения виновных лиц и других заслуживающих внимания обстоятельств.

На сайте также ищут:
Статья 196. Преднамеренное банкротство
Статья 335. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности
Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков
Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий
Статья 74. Отмена условного осуждения или продление испытательного срока